Обычно психотерапевт спрашивает, а клиент отвечает. Одна пациентка сделала наоборот

Перед первым сеансом у психотерапевта бывает не по себе: с чего начать разговор? Как сказать, если врач не понравится? Терапия — это точно не для «сумасшедших»? Автор Анджали Пинто сама прошла через это, а затем решила взять интервью у своего терапевта, чтобы помочь всем нам перестать бояться приставки «психо-», длинных разговоров и слёз в кабинете врача.

Анджали Пинто — писательница и фотограф из Чикаго. Её фотографии и эссе публикуют в The Washington Post, Harper’s Bazaar, и Rolling Stone.

Несколько лет назад муж Анджали неожиданно умер. С того момента она в течение года каждый день публиковала фото в Instagram и писала о своей жизни без него.

Анджали Пинто рассказала, как найти психотерапевта

На то, чтобы решиться пойти к психотерапевту, ей понадобилось несколько месяцев. Ещё какое-то время она искала «того самого» специалиста. А когда нашла — решила публично поговорить с ним, чтобы другие люди тоже смогли выбрать подходящего именно им психотерапевта.

— Я нашла вас по рекомендации друга, который посещает психотерапевта, но не каждый может найти специалиста таким образом. С чего стоит начать поиски?

— Самый лучший вариант поиска терапевта — спрашивать у друзей, искать онлайн и смотреть на рекомендательных сайтах. Стоит почитать, что говорят психологи на своих страницах, и выбрать, что вас больше привлекает и интересует.

На первой встрече вы знакомитесь с терапевтом. Если что-то не нравится или вы чувствуете, что это не ваш человек, не стоит договариваться о следующем сеансе. Лучше сказать: «Это мне не подходит, я хочу попробовать с кем-то другим». Можно пообщаться с несколькими терапевтами, прежде чем вы встретите кого-то подходящего.

Всем своим клиентам я говорю, что очень важна совместимость с психотерапевтом. Нужен кто-то, кто будет совпадать с вами на личностном уровне, кто будет заботливым и сострадательным так, как вам это нужно, и кто будет испытывать вас настолько, насколько вы этого хотите. Специалист может вам не подойти, и это нормально. Хороший терапевт это понимает.

— Можно ли советовать онлайн-терапию тем, кто не может позволить себе очную практику?

— Честно говоря, я недостаточно много знаю об этом. Но я не большой фанат терапии по переписке, потому что важная часть практики заключается в личных отношениях. Даже в тишине может быть терапевтическое исцеление, а тексты кажутся безликими.

Зато я считаю эффективными видеочаты. Выбирать терапевта для сеансов по видеосвязи нужно так же, как и обычного, — познакомьтесь и посмотрите, подходит ли он вам. Если нет, ищите нового.

— Я цветная женщина и идентифицирую себя как квира (квир — человек, сексуальность которого не вписывается в существующие гендерные стереотипы). На вступительной сессии с моим первым терапевтом я почувствовала, что женщина, сидящая напротив, меня не понимает.

— К сожалению, ответственность за поиски терапевта, придерживающегося определённых ценностей, лежит на клиенте. Как я уже говорила, не бойтесь при первом контакте откровенно рассказать терапевту, что вы ищете.

— Это именно то, что я сделала после моего первого неудачного эксперимента. Прямо заявила: «Привет, я атеистка, квир, чёрная женщина, и мой муж умер. Я хочу убедиться, что ваша практика позволит чувствовать себя комфортно всем сторонам моей личности».

— Да! Просто сообщите это и оцените реакцию терапевта — насколько он открыт и принимает вас. На своём сайте я говорю, что создам безопасную обстановку для каждого вне зависимости от его образа жизни.

— Я легко могу отказывать, поэтому после первой неудачной встречи спокойно отправила психотерапевту электронное письмо с извинениями и попросила отменить второй сеанс, поскольку не почувствовала с ним связь.

— Можно просто сказать: «Я вынуждена отменить нашу следующую встречу и пока не хочу планировать наше расписание».

— Когда мы с вами впервые встретились, мне было сложно сразу рассказать свою историю. Уложить всё, что со мной случилось, в 60 или 90 минут было невозможно. Что делать на первой встрече тем, чьи проблемы охватывают месяцы, годы или, может быть, всё детство или брак?

Еще на блоге:   Радость рождается от жертвы

— В нашей ситуации ты рассказала достаточно, чтобы в общих чертах понять твою историю. Для того, кому нужно говорить о своём детстве, потребуется больше времени. Во-первых, за один раз невозможно рассказать всё, а во-вторых, нужно идти в собственном темпе.

Помню, как на нашей первой встрече я спросила, нормально ли ты себя чувствуешь, рассказывая о смерти мужа. Я волновалась, что ты поделилась слишком многим и уйдёшь с ощущением, что для тебя это чересчур тяжело. Каждый раз, когда я консультирую человека с травмами, я напоминаю ему: нет ничего страшного в том, что он не расскажет всё за этот сеанс, у нас ещё будет время. Это естественный процесс знакомства и погружения в историю.

Часть исцеления заключается именно в проговаривании произошедшего, переживании ситуаций заново. Это не так просто, как записать всё на листок бумаги и дать прочитать терапевту. Ты рассказывала, как включила звук сирены скорой помощи у себя дома после смерти Джейкоба. Это был сильный момент, который я тоже пережила вместе с тобой. Тебе потребовалось время, чтобы почувствовать себя комфортно и начать делиться своей историей.

— Я понимала, что буду обращаться к терапевту после того, как мой муж умер. Но я готовилась к этому пять или шесть месяцев. Меня пугало, что предстоит быть честной и уязвимой перед незнакомым человеком. Как расслабиться и подготовиться к первому визиту тем, кто давно нуждается в помощи, но боится пойти на терапию?

— На пути к терапии может появиться тысяча препятствий, просто стоит понять, что мешает именно вам. У каждого тревога проявляется по-разному. Например, я всегда волнуюсь из-за парковки. Когда я спрашиваю: «Как обстоят дела с парковкой в вашем офисе?» — я чувствую, что управляю ситуацией, и представляю, как добираюсь до психотерапевта. Это делает ситуацию менее напряжённой и пугающей.

В присутствии терапевта вы должны чувствовать себя безопасно и комфортно. Настраиваясь на первый сеанс, подумайте о своих ожиданиях и подбодрите себя. Обратиться за помощью — это уже смелый шаг. Помните, что ситуацию контролируете вы. Если вам не понравится первый сеанс, вы можете больше не возвращаться.

— Как вы считаете, какое самое главное заблуждение о психотерапии?

— То, что терапия предназначена только для «сумасшедших» людей. Средства массовой информации изображают терапевтов страшными, холодными и ненастоящими людьми. На самом деле большинство специалистов в хорошем смысле обожают своих клиентов. Мы выбрали эту профессию, потому что нам нравится видеть, как наши клиенты преуспевают, приходят к пониманию своей жизни, учатся принимать смелые решения и спокойно реагируют на свои ошибки.

Некоторые считают, что терапевты не интересуются своими клиентами, а только следят за часами и в определённое время выставляют людей за дверь. Но это не так.

У меня самая лучшая работа в мире, я делаю именно то, что считаю нужным, и получаю от этого удовольствие. Я учусь у клиентов и горжусь своей работой. Уверена, что большинство психотерапевтов ощущают то же самое. Я рада за людей, которые рискуют и начинают терапию. Я хочу, чтобы мои клиенты были счастливы.

— У меня есть друзья, которые не любят своих терапевтов. Возможно, они не подходят друг другу или со временем их сеансы перестали иметь смысл. Что именно клиент должен ожидать от своего терапевта? Некоторые люди не могут сразу оценить свою совместимость, особенно если до этого они не занимались психотерапией.

— Это замечательный вопрос. Ответ на него размытый — вы просто должны наслаждаться общением со своим психотерапевтом. Для проверки можно ответить себе на один вопрос: вы уверены, что вы работаете именно со своми потребностями, а не с теми, которые выбрал психотерапевт?

Ещё один способ — посмотреть на ваш прогресс. Ваш терапевт задаёт неудобные вопросы и помогает посмотреть на проблему под другим углом? Классический приём заключается в том, что мы просто киваем и говорим «угу».

Часть моей работы — слушать клиентов, а часть — помочь им с пониманием себя. Я задаю вопросы, пытаюсь подтолкнуть к тому, чтобы они не сомневались в других ситуациях. Я не просто друг, я задаю неудобные вопросы и предлагаю то понимание, к которому они, возможно, не смогли бы прийти самостоятельно.

Еще на блоге:   Наши дети - наши учителя

Со стороны клиента терапия не должна быть только повествованием: сначала произошло это, потом это. Да, иногда надо просто рассказать, что происходит в вашей жизни. Но ещё нужны сеансы с вопросами и самоанализом. На них идёт обсуждение и изучение того, с чем вы имеете дело и что пытаетесь понять.

— До терапии я не понимала уникальности связи между психотерапевтом и клиентом. Я чувствую, что вы мой друг, но знаю: единственный центр внимания здесь я. И мне не придётся взваливать ваши проблемы на свои плечи и нести их домой. С друзьями такого быть не может. На мой взгляд, неприлично встретиться с другом и всё время говорить о себе, не спрашивая о его делах. А здесь я могу так делать. Я никогда не чувствовала себя эгоисткой из-за того, что мы говорим только обо мне.

— Это достаточно важно. Если клиент приходит ко мне на сессию и говорит: «Мы с мужем сильно поссорились сегодня. А как прошёл ваш выходной?» — я понимаю, что он беспокоится и хочет проверить, всё ли у меня в порядке. Но я не жду этого от моих клиентов. Нужны здоровые границы.

Даже договариваясь об этом интервью, я хотела убедиться, что тебе будет комфортно встретиться в моём офисе, потому что это тоже часть твоей терапии.

Людям легко проявлять заботу, и многим тяжело отказаться от этого. Они находятся в мире, где нужно уделять внимание окружающим, поэтому клиентам легче спрашивать меня о моей жизни, чем принимать заботу о себе.

Терапия хороша тем, что здесь вы можете говорить о чём угодно, и я буду вас слушать. Я не буду вас осуждать, но я могу выразить сомнения. И я сделаю это, потому что забочусь о вас.

— Я пришла к вам не думая о том, сколько будет длиться наша практика. У меня не было временных рамок. А поможет ли терапия тем, кому нужна краткосрочная помощь?

— Я считаю так: приди, возьми инструменты для решения жизненных трудностей и уходи. Всё нормально. У меня есть много людей, которые регулярно ходят ко мне в течение года, а потом берут паузу. И возвращаются, когда заводят семьи, сталкиваются со смертью или разрывом отношений. Никакого давления быть не должно. Я думаю, что людям с краткосрочной проблемой терапия тоже может помочь. Вы приходите на пять сеансов, получаете то, что вам надо, и уходите с ощущением пользы.

— Есть ли что-то, о чём я не спросила, но ты хочешь это добавить? Как ещё можно вдохновить людей на визит к психотерапевту?

— Терапия — это место, где вас выслушают и постараются помочь. Единственное, что вы должны делать, — быть собой и хотеть говорить. А моя работа — связать ваши идеи воедино, посмотреть на них со стороны и увидеть целую картину.

Чувствовать себя неловко на сеансе, плакать или сидеть в тишине — это нормально. А некоторые считают, что нужно приходить с повесткой дня и подготовленной темой для разговора.

Откровенные разговоры на темы, которые нам кажутся постыдными или слишком личными, помогают избавиться от негативной власти, которую эти темы над нами имеют. Терапия помогает понять, кто мы на самом деле. Это ощущение прекрасно, и оно вдохновляет на то, чтобы показать другим нас настоящих.

Как найти своего психотерапевта и общаться с ним

  • Попросите рекомендации у друзей и знакомых, изучайте специализированные сайты, ищите отзывы.
  • Договариваясь о встрече, честно расскажите психотерапевту о том, кто вы и чего от него ждёте.
  • Не бойтесь задавать вопросы и отказаться от второй встречи, если психотерапевт вам не подошёл.
  • Если вы выбрали онлайн-терапию — общайтесь по видеосвязи, а не по переписке.
  • Не спешите и рассказывайте свою историю в том темпе, который удобен для вас.
  • Не бойтесь выглядеть невежливо, говоря только о себе.

Таня Кучинская  Источник

Читайте нас в удобном формате
Telegram | Facebook | Instagram | Tags

Добавить комментарий