Многое из того, о чем писал и говорил Георгий Гурджиев сто лет назад, все еще выше понимания большинства. Мы привыкли к тому, что «человек» — звучит гордо. Но… если бы мы могли быть беспощадно честными с собой, то ответ на вопрос «кто мы?» привел бы нас в замешательство.
Чтобы иметь право называть себя «человеком», нужно действительно быть человеком. И для начала надо спросить себя: какого типа человек? Эталонный человек Гурджиева не теряет самообладание из-за мелочей, не раздражается, не отвлекается на пустяки и всегда способен держать фокус на важном.
Но и это только начало. Вместо одного термина «человек» он использует семь обозначений. Всех обычных людей он делит на три категории: человек номер один, два и три. На уровне трех первых категорий рождается и человек номер четыре, а затем начинает развитие благодаря работе над собой.
Категории человека номер пять, шесть и семь для нас недостижимы. Ответ на вопрос «почему» кроется в описании человека номер семь — он достиг наивысшего уровня развития и обладает волей, сознанием, постоянным и неизменным «Я», индивидуальностью и бессмертием. Человек номер шесть и пять — близки к седьмому. Значит ли это, что стремится не к чему? Нет, всем нам нужно искать свой Путь.
Духовные пути
Есть учения, сравнивающие человека с домом из четырех комнат. Мы живем в самой скромной и маленькой первой комнате. И не догадываемся об этом, пока нам кто-то не расскажет о существовании трех других, наполненных истинными сокровищами.
С этого момента люди ищут ключи от них. Больше всего — от последней, ведь она важнее всех и только открыв ее мы становимся хозяевами дома в полном смысле. В чем же секрет последней, четвертой комнаты? В ней кроется секрет бессмертия и все религии мира говорят о пути именно к ней.
Гурджиев выделяет три пути к бессмертию, и вы наверняка о них знаете: путь факира, монаха и йога. Путь факира — это путь борьбы с физическим телом и работа ведется главным образом над первой комнатой. Второй путь — это путь монаха, путь религиозного чувства и самопожертвования. Этот путь тоже долог и сложен, а вся работа сосредоточена на второй комнате — на чувствах.
Третий путь — путь йога, путь ума и попытка войти в четвертую комнату через знание. На пути йога, как и на пути факира и монаха, лишь немногие обретают понимание, чтобы знать, куда они движутся. Большинство идущих преуспевают лишь в каком-то одном начинании и на этом останавливаются. У всех трех путей есть общая черта: они начинаются с отречения от всего мирского и полного изменения жизни идущего.
Четвертый путь отличается тем, что те, кто его выбирают, не отказываются от обычной жизни. Путь Гурджиева касается всех сторон бытия и, возможно, единственное значимое требование к идущему — это понимание. Результаты усилия прямо зависят от того, насколько человек понимает, что именно он делает.
Возможно поэтому Четвертый Путь называют путем прозорливого человека, а также путем хитреца. Этот «прозорливый человек» всегда знает секрет, который неизвестен ни факиру, ни монаху, ни йогу. Как он узнал этот секрет, неизвестно. Зато точно известно, что начинать поиски Пути нужно с самонаблюдения.
Принципы самоисследования
Существует два метода самонаблюдения. Первый — это анализ или, точнее, попытки анализа. Второй метод — регистрация, простая запись в уме всего, что мы наблюдаем. На первых порах нужно ограничиться регистрацией, избегая любых попыток анализа.
Исходные точки, с которых нужно начинать самонаблюдение:
- Мы не едины.
- Мы не контролируем себя и свой механизм.
- Мы не помним себя. Если человек говорит: «Я читаю книгу» — и не знает о том, что он читает, это одно, но если осознает, что «Я» читает, — это самовспоминание.
Гурджиев пишет, что полно познать что-либо мы можем только тогда, когда исследуем объект, одновременно используя наш ум, чувства и ощущения. Есть еще один важный аспект: самонаблюдение возможно только после того, как мы обретем внимание. Поэтому для начала нужно признать, что внутри нас внимания нет. Затем, если будем наблюдать себя правильно, мы многое узнаем о своем бытии и существовании. Еще мы наверняка убедимся в том, что все наши мысли, действия, ощущения и то, что мы говорим, — это результат влияния других людей и события. Ничто не исходит от нас самих. А это — шаг к осознанию того, что нам нужно измениться.
Гурджиев всю жизнь искал своих учеников. Ему не была важна религия, национальность человека или что-то еще. Он видел и чувствовал глубже, требовал больше, но и давал несоизмеримо больше. Его учение сложное, ведь в нем — сам Георгий Гурджиев, а его видение мира и бытия можно сравнить только с видением Кришнамурти.
В завершение еще раз процитируем Мастера: «В своем стремлении к познанию Вселенной нам следует начинать с изучения себя и с постижения фундаментальных законов внутри нас». Книга Гурджиева «В поисках Бытия: Четвертый Путь к Сознанию» может стать проводником на этом Пути. Если только пожелаете стать на этот Путь и будете готовы учиться.
По материалам книги Георгия Гурджиева «В поисках Бытия: Четвертый Путь к Сознанию». / источник