Жизнь взрослого человека слишком обдумана и рациональна. Из неё напрочь ушёл риск, живость, естественная тяга любого живого существа к исследованию, к проникновению, к расширению, к регулярному сбрасыванию кож. Вместо этого человек копит кожи и незаметно для себя бронзовеет — наращивает броню.
Представьте себе змею, которая за всю свою жизнь так и не решилась сбросить кожу. Именно такой змеёй стал человек.
Всё происходит с неким смыслом. Обдуманно, последовательно. Исчезла грань неизвестности, необдуманности, риска, спонтанности. Да, так безопасней, привычней и всем вокруг спокойней, но куда-то улетучивается из жизни свежесть. И вы вынуждены прикладывать усилия, чтобы как-то её искать — эту самую спонтанность, свежесть. Вынуждены корпеть над этим.
Но разве не было бы проще вместо всего этого отпустить свои представления, свои самые глубокие центры идей. Вместо того, чтобы держать дикую необузданность жизни внутри себя в клетках собственных идей и только пару раз в день (и хорошо, если хотя бы так) выгуливать эту спонтанность в каких-то практиках, в каких-то обрывочных ситуациях и обстоятельствах, с какими-то определёнными людьми — разве не было бы проще выкинуть все свои клетки раз и навсегда, окончательно на помойку? И остаться совсем без идей и представлений о себе, о жизни, о судьбе, о правильном и неправильном — обо всём без исключения. И побыть вот так — бессмысленно, безыдейно, никак.
Вместо этого человек живёт как заведённые механические часы, расписав всю свою жизнь буквально по годам, а то и дням и беспрекословно следуя этому расписанию: вот школа, хлоп – вот институт, хлоп – вот работа, хлоп – вот семья, хлоп – вот дети, хлоп – вот их школа-институт-семья-работа, хлоп – вот старость, хлоп – а вот и пришла пора доживать-выживать.
Но разве вы действительно знаете о том, как правильно жить жизнь? Что в жизни делать верно, а что нет? Что осмысленно и оправдано, а что нет? Разве вы хотя бы чём-то действительно так уверены? Откуда у вас эта уверенность? Вы уверены, что эта уверенность именно ваша, что это следствие именно вашей внимательности, наблюдательности и чувствительности в жизни? Разве то что вы знаете, то что утверждаете — это ваш собственный опыт?
Единицы останавливаются, чтобы стать внимательнее и начать прислушиваться…
А что из всего этого действительно сознательно выбрано ими? Что из всего этого действительно несёт им глубокое удовлетворение подобное умиротворению самой смерти? Хотя бы что-то из всего этого их завершает, делает их жизнь такой глубокой и наполненной, что вот совсем не страшно с этой жизнью проститься в это самое мгновение? Наполняет и завершает их самих — не маму или папу, не друзей и знакомых, не их мужей, жён и детей, не общество и совет старейшин, а именно их.
— Дада, вас. Вас самих!
Скажите, когда последний раз вы говорили «привет» совершенно незнакомому человеку? А когда говорили вам? При чём говорили просто так, не имея под этим что-то дополнительное ввиду — не пытаясь с вами познакомиться, захватить ваше внимание, в чём-то вам помочь или о чём-то рассказать? Не ради чего-то, но и не из приличия, а просто, от души.
То-то. Почти никогда. Такого просто нет в жизни человека. Человек не ведает беззаботности и лёгкости. Так откуда взяться бессмысленному «привет», которое ничего не значит кроме самого этого «привет» и ничего не требует в ответ?
А когда вы последний раз улыбались кому-то не анализируя, что об этом подумает человек, как он отреагирует, будет ли ему приятно или нет?
Когда вы последний раз шагали по улице пританцовывая? А когда шагали, стараясь не наступать на ровные полоски разметки под ногами или на трещинки?)
Когда вы позволили себе последний раз без объяснений сказать близкому человеку «не хочу» или «не буду». А далёкому? Не вдаваясь в подробности и не стараясь изо всех сил не расстроить и объяснить так, чтобы вас поняли? Такое вообще бывает в вашей жизни? Когда вы позволили себе быть собой — не пытаясь помогать избегать очень многих чувств окружающим вас людям?
А когда вы последний раз встречались с кем-то хотя бы на пару минут, чтобы просто обняться? Или созванивались, чтобы просто услышать голос, потому что соскучились?
Нет, вы слишком большие для того чтобы снизойти подобным образом…
Скажите, отчего вы прячете собственные искренние позывы? Вам так страшно что вас не поймут, осудят, поднимут на смех? Вы и правда готовы прожить всю свою жизнь продолжая себя сдерживать, только чтобы продолжать быть удобными, чтобы никого не обидеть, или случайно не задеть, не тронуть?!
Нет, тогда свобода и любовь совершенно точно не для вас. Свобода не терпит трусости, свобода не оглядывается на недовольных и обиженных. Свобода не направляется и не контролируется: свету не выбрать куда светить. Если ваш свет, если ваша искренность и открытость кого-то ранит у вас не так уж и много вариантов: прикрыть, поубавить свободы, подтянув хорошенько ремни, или перестать оглядываться на то как радость ранит большую часть всех, кто вас окружает. И, наконец, перестать на это оглядываться, познав, что жизнь устроена именно так и по-другому просто не бывает.
А когда вы в ответ на соседское «здравствуйте» смогли не ответить, потому что не чувствуете внутри себя никакого ответа?
Вы не устали стараться быть хорошими, порядочными, умными, разумными, правильными? Знаете, я вот чего думаю: отчего бы вам не расслабиться? Ну рискните, хотя бы разок! Узнайте, быть может, жизнь и не надаёт вам тумаков, как только вы опустите и разожмёте собственные?
Скажите, если в вашей жизни всё на столько встроено в систему представлений о том как правильно и как хорошо, то как вы сможете начать чувствовать?
Новости не ахти — никак. Это невозможно.
Начать себя чувствовать для каждого человека значило бы перестать оглядываться на уже усвоенные нормы. И начать именно чувствовать. И, конечно, именно себя. Это совсем не значит, что вы становитесь злыми или глупыми, или равнодушными. Но многие, очень многие вокруг вас, запросто подумают о вас именно так, запросто на вас обидятся, расстроятся или разозлятся.
И пока в вас нет смелости дать свободу всем кто рядом испытывать без ваших стараний и вашего контроля именно то, что они в состоянии испытать — вы не позволите себе чуда. Чтобы позволить, вам придётся отпустить всех … весь, целый мир. И близких и далёких. Всех-всех-всех.
Возможно, вы ещё не готовы, но знайте: вся ваша жизнь движется именно к этому, каждый шаг, каждый ваш вздох …
И мгновение, когда рискнуть будет легче — так и не наступает. Его не будет, потому что такого удобного мгновения попросту не существует. Его нет. Поэтому, если вы читаете этот текст, решайтесь сейчас. В жизни нечего терять. Ни одни отношения, ни одно будущее не стоит того, чтобы прямо сейчас не отпустить контроль и не остановиться всем своим существом и не рискнуть посмотреть прямо в глаза «тому», «кто» этого больше всего «ждёт»!
Токарский Анатолий / источник