Публичные наказания в современном мире и их эффективность

Казалось бы, публичные казни и порки остались в далеком прошлом или, во всяком случае, не применяются в цивилизованном мире. К большому сожалению, это не совсем так. «Вот ходи теперь в грязной футболке, пусть все видят, какой ты неряха!», «Довожу до сведения собрания, что за срыв сроков сдачи проекта Иванов лишается квартальной премии», «Уважаемые жильцы! Ознакомьтесь со списком должников» и так далее, и тому подобное. Зачем применяются публичные наказания и эффективны ли они?

ЧЕГО ДОБИВАЕТСЯ ЭКЗЕКУТОР

СОВЕРШИТЬ АКТ СПРАВЕДЛИВОГО ВОЗМЕЗДИЯ

«Я хочу исправить поведение виновника, – говорит себе руководитель (родитель, учитель). – Когда просьбы, уговоры и объяснения не действуют, приходится наказывать». Однако если он будет с собой честным и попробует встать на место подчиненного, выяснится, что прилюдная критика – плохой воспитатель. Порицания, выговоры, коллективное осмеяние вряд ли вызовут у «осужденного» желание слушаться, учиться или трудиться «на отлично».

ПРОЯВИТЬ ВЛАСТЬ, ПОДНЯТЬ СВОЙ АВТОРИТЕТ, ВЫПЛЕСНУТЬ АГРЕССИЮ

Ребенок не слушается? Сотрудник игнорирует приказы и правила? Ученик равнодушен к урокам? Для руководителя бывает сложно признать свою долю вины в происходящем. Гораздо проще обвинить подчиненного и примерно его наказать, причем сделать это при всем честном народе. Так эффект будет усилен позором и унижением. Если хочется подавить волю ребенка, прослыть жестоким учителем или слабым руководителем, метод воздействия выбран правильно! По сути, здесь речь идет о банальной мести за свои же слабые воспитательские или организаторские способности.

ПРЕДОТВРАТИТЬ НЕЖЕЛАТЕЛЬНЫЕ ПОСТУПКИ У ОСТАЛЬНЫХ

«Надо наказать одного, чтобы остальные взялись за работу с утроенной силой». Публичные казни и порки с древности считались акциями устрашения. Власти стремились согнать на жестокое представление побольше народу – предполагалось, что ужасное зрелище должно отбить охоту к преступлениям. Но на самом деле все получалось с точностью до наоборот, и в большинстве цивилизованных стран от подобной практики отказались.

Еще на блоге:   Перфекционисты рано умирают

Порка широко распространена в Сингапуре и применяется как к местным жителям, так и к туристам. Так, в 1994 году порке был подвергнут девятнадцатилетний американец, обвиненный в вандализме. Избежать телесного наказания ему не помогло даже личное вмешательство находившегося тогда у власти президента США Билла Клинтона.


Показательное наказание – рискованное мероприятие. Здесь есть грань, перейдя которую можно спровоцировать конфликт. Если в связи с проступком одного весь коллектив (неважно, сотрудники это или группа детского сада) лишается чего-либо хорошего (премии, экскурсии, кулька пряников), то, прилюдно указав на единственного виновного, руководитель дает повод для травли или бойкота. Вряд ли «холодная война», обиды и распри – это то, чего хотел добиться руководитель. ЧТО

ЧУВСТВУЕТ ОСУЖДЕННЫЙ

ВИНА

Если человек осознает неправильность своего поведения, понимает справедливость наказания, он раскаивается. Безусловно, в душе его образуется саднящая рана, для излечения которой понадобится время. Здесь существует опасность, что вина может трансформироваться в стыд. Хотя эти два чувства зачастую переплетаются, нужно их дифференцировать. Вина всегда локальна: не весь я плох, а только в этом. Она переживается как угнетенность, «плохость», но у этого ощущения есть конкретная причина. «Я виноват, потому что неправильно поступил, причинил кому-то вред и т.д.». Стыд же – тотальное чувство. «Я сам по себе плохой, ничтожный». Чувство это гораздо более токсичное, чем вина, переживается тяжелее. Обычно ему сопутствует желание уменьшиться, исчезнуть. «Хотелось сквозь землю провалиться» – именно такое ощущение может быть вызвано в ситуации публичного наказания. Серьезная психологическая травма – слишком высокая цена за коррекцию поведения и исправление ошибок.


Две женщины из Бэдфорда (штат Пенсильвания) украли подарочную карту у девятилетней девочки, когда та выбирала себе игрушку в супермаркете. Окружной прокурор графства Бэдфорд настоял на том, чтобы воровки вместо тюремного заключения четыре с половиной часа простояли с плакатом «Я ограбила девятилетнюю девочку в день ее рождения!».


ГНЕВ, ОБИДА, ПРОТЕСТ

Если человек не осознает своей вины, он чувствует себя жертвой несправедливого приговора. Даже если сам поступок будет признан ошибочным, публичность наказания воспримется как чрезмерная экзекуция. «Возможно, я накосячил, но зачем надо было ругать меня при всех?» В таких ситуациях ни о каких исправлениях и раскаяниях речи идти не может. Возмущение, перекладывание вины на других или на обстоятельства непреодолимой силы, истерики и конфликты – вот результаты «клеймения позором».

Еще на блоге:   Как из личностей сделать биомассу

ЧТО ЧУВСТВУЮТ ЗРИТЕЛИ

ЗЛОРАДСТВО

Если проступок воспринимается общественностью как вредный, а сам виновник как опасный или плохой человек, возникают такие негуманные чувства, как ехидство, злорадство и презрение. Кстати, одной из причин отмены публичных казней было то, что зрители приучались к жестокости, тогда как должны были отучаться от нее. Каждый рядовой свидетель словно становится прокурором или палачом, поднимаясь над униженным и оскорбленным. Согласитесь, все это не очень этично. А уж про воспитательный эффект для коллектива и говорить не приходится.

СОСТРАДАНИЕ К ВИНОВНИКУ, ВОЗМУЩЕНИЕ ПРОИЗВОЛОМ

Если вина незначительна, а наказание чрезмерно, возникает протестное настроение коллектива. Сам же проступок может восприниматься как героическое противодействие самодуру-руководителю. Еще одной причиной отмены принародных казней было как раз то, что вместо ненависти к преступнику они вызывали восхищение и сочувствие. Для общественности такие добрые светлые чувства, конечно, полезны, а вот для инициатора экзекуции такая реакция будет неприятной неожиданностью. Он утратит свой авторитет справедливого руководителя, а ведь именно к нему он так стремился.

В большинстве случаев публичные наказания оказываются неэффективной мерой воздействия, в остальных случаях эффект от них оказывается меньше негативных последствий. Существует множество альтернативных методов воспитания и управления, позволяющих обойтись без позорных столбов и колодок.

Автор: Екатерина  Климова, психолог-консультант

Источник

Читайте нас в удобном формате
Telegram | Facebook | Instagram | Tags

Добавить комментарий