Соцсети показывают нам не всё.
Что значит tradwife
Термин tradwife произошёл от английских слов traditional wife, что переводится как «традиционная жена». Скорее всего, при чтении этого словосочетания в голове уже рисуется какая-то картинка. Но, как и всегда, когда мы говорим о чём-то традиционном, сначала нужно выяснять, чьи это традиции и в чём они заключаются.
Под tradwife последовательницы тренда прежде всего подразумевают домохозяек из 1950‑х, которые (якобы) весь день в нарядных платьях порхали по дому, легко справляясь с бытом и заботой о детях, а потом встречали мужа с бокалом мартини в руках. Нечто подобное вы могли видеть в фильмах «Степфордские жёны», «Не беспокойся, дорогая», «Плезантвилль» и сериале «Почему женщины убивают» (по крайней мере, в экспозиции, дальше-то там всё не так радужно).
Понятие tradwife стало популярным после того, как в интервью утреннему шоу This Morning британка Алёна Кейт Петтитт назвала себя «традиционной женой». У неё есть целый сайт, где она транслирует идеи подобной жизни. Но в интернете она не одинока, есть и другие очень популярные аккаунты. Например, взорвавшая интернет бывшая балерина Ханна Райт, на чей блог в Instagram* подписаны 10 миллионов пользователей, а в TikTok немногим меньше — 9,8 миллиона. Или модель Нара Смит, у которой на обеих платформах соответственно 4,6 и 11,4 миллиона подписчиков.
Традиционные жёны готовят на камеру разные блюда с нуля, причём для обычного человека это абсолютный нуль — минус 273 градуса по Цельсию. То есть если речь идёт, например, о тесте — муку надо получить из пшеницы, размолов её в ступке. Чтобы добавить масло, надо подоить корову, собрать с молока сливки и взбить их, а яйца взять в курятнике. С нуля традиционные жёны готовят даже колу или мармеладных мишек.
Они транслируют идею, что предназначение женщины — быть женой и матерью, во всём подчиняться мужу, отказываться от карьеры ради семейного счастья.
Почему тренд обрёл популярность
Во-первых, это красиво. Многим нравится смотреть, как симпатичная женщина в милом наряде хлопочет у плиты или занимается другими делами в окружении детей и домашних животных. Это расслабляет и успокаивает.
Во-вторых, расцвет тренда пришёлся на коронавирусные времена, когда люди насиделись в квартирах и всех резко потянуло ближе к земле с её курочками, грядками и частными домами.
В‑третьих, дело в гендерной социализации. Тренд внезапно полюбился и мужчинам, и женщинам, но по разным причинам. Первым понравилась идея иметь жену-домохозяйку, которая крутится по хозяйству и заглядывает в рот мужу. Вторым концепция tradwife дала шанс сбросить с себя часть обязательств.
Современный феминизм подразумевает возможность выбора: женщина может быть домохозяйкой, делать карьеру, заботиться о детях, следить за внешностью и так далее. Всё это перечислено через запятую, но в реальности идёт через «и»: от женщины зачастую требуется и работать, и устраивать домашний быт, и заниматься детьми — бесконечные «и». А в сутках всего 24 часа. Кажется, что если взять на себя роль традиционной жены, то хотя бы часть задач отвалится.
Спойлер: как в тренде, это не сработает ни для кого, но об этом позже.
В чём проблема тренда на традиционных жён
Инициаторы тренда — медиапроекты
Многие любуются популярными традиционными жёнами, уверяя, что вот они трудятся как пчёлки на благо семьи, вместо того чтобы делать карьеру. Но быть инфлюенсером — это работа. Причём работа, за которую отвечает целый штат людей.
Любой, кто пытался снять и смонтировать вменяемый видеоролик, знает, как много это отнимает времени, особенно если картинка нужна приличная. Недостаточно просто поставить телефон на штатив и нажать на кнопку «Запись». Это свет, звук, несколько камер, если требуется снять динамичное видео. Кроме того, та же Нара Смит, например, готовит с идеальными укладкой и макияжем — это дело не пяти минут и даже не получаса.
Все эти традиционные жёны из соцсетей — изначально богатые женщины, у которых есть ресурсы и которые становятся ещё богаче.
Тренд создаёт неправильное представление о человеческих возможностях
Все инфлюенсерки, которые стали популярными благодаря роли tradwife, буквально зарабатывают, играя эту самую роль. Если инфобизнесмены, продающие курсы по достижению богатства, арендуют квартиры и машины, чтобы продемонстрировать успешный успех, то у традиционных жён вообще неизвестно что происходит.
Женщина может выбрать роль домохозяйки, но это не будет выглядеть так, как на видео в интернете. Потому что, во-первых, часть демонстрируемых вещей повторять в жизни просто глупо. Готовить в вечернем платье, делать всё с нуля и тому подобное — это всё для контента. Во-вторых, не нужно путать: среднестатистическая домохозяйка не выжимает сок из ананасов с папайей, а, скорее, решает, как на одну среднестатистическую зарплату накормить всех членов семьи, чтобы они наелись. Для инфлюенсерки этот сок, возможно, единственное, что она реально сама сделала за день.
За традиционными жёнами стоит идеология
Опасность инфлюенсеров в том, что подписчики обычно поглощают контент целиком. То есть они не только смотрят на то, как красивая женщина печёт пирог, но и слушают, как она рассказывает о религии, объясняет, почему голосует за Трампа или поддерживает расовую дискриминацию, и высказывается по многим важным вопросам. Они идут одним пакетом и создают иллюзию, будто, чтобы жить вот так, нужно делать вот это.
Например, и Нара Смит, и Ханна Райт — мормонки. Первая об этом в блоге не упоминает (но все об этом откуда-то знают, что интересно), зато вторая вполне открыто рассказывает. И если жизнь девушек симпатична аудитории, у неё может создаться впечатление, что инфлюенсерки так живут именно из-за своей веры, и может стать симпатичным сам мормонизм, который критикуется традиционными религиями.
Может ли женщина выбирать роль домохозяйки, жены и матери
Сколько угодно, если она делает это осознанно, оценивая преимущества и возможные последствия. Женщины освобождались от кухонного рабства не для того, чтобы попасть в офисное, а для того, чтобы иметь выбор.
Автор: Наталья Копылова
Источник