Янтеловен: неоднозначный скандинавский взгляд на справедливость

За внешним благополучием скандинавских стран стоит подавление индивидуальности. Но так ли это плохо?

Страны Скандинавии (Норвегия, Швеция и Дания), а также часто причисляемые к ним Исландия и Финляндия традиционно занимают высокие позиции в рейтингах уровня жизни. Например, люди, населяющие Северную Европу, считаются одними из самых счастливых и справедливых в мире, при этом оставаясь ещё и очень эффективными работниками. Также эти страны входят в топ государств, практически победивших гендерное неравенство.

В качестве одной из причин таких успехов называют уникальное скандинавское мировоззрение, в частности концепцию янтеловена — «закона Янте».

Что такое «закон Янте» и как он появился

«Закон Янте» (Janteloven на датском и норвежском языках) — это свод правил, который во многом характеризует мировоззрение не только датчан и норвежцев, но и вообще всех скандинавов. Наиболее широко янтеловен распространён в Норвегии, но его принципы характерны и для других северных стран. В них существуют свои названия «закона Янте»: Jantelagen в шведском языке, Jante laki в финском и Jantelögin в исландском.

Основной принцип янтеловена состоит в том, что общество в целом важнее интересов и амбиций отдельно взятого его члена. Согласно этой концепции, коллективные достижения и благополучие первичны, а индивидуальные — вторичны и даже порицаемы.

В «законе Янте» прослеживается мировоззрение небольшой общины, с настороженностью и даже неодобрением относящейся к личному успеху и выражению индивидуальности.

Именно этим явлением часто объясняют эгалитарный (построенный на принципах всеобщего равенства) характер политической и социальной культуры скандинавских стран.

Аксель Сандемусе и 10 правил янтеловена

Впервые концепция янтеловена была сформулирована в романе датско‑норвежского писателя Акселя Сандемусе «Беглец пересекает свой след», изданного в 1933 году. На русский язык это произведение не переведено.

Сандемусе задокументировал особенности датско‑норвежского характера, основываясь на воспоминаниях своего детства и юности. Автор в сатирическом ключе описал события в вымышленном городе Янте, срисованном с его родного Нюкёбинг‑Морса.

Обитатели Янте, в основном рабочие, живут согласно неписаному своду правил, за несоблюдение которых человек подвергается общественному порицанию:

  1. Не думай, что ты особенный.
  2. Не думай, что ты такой же, как мы.
  3. Не думай, что ты умнее нас.
  4. Не воображай, что ты лучше нас.
  5. Не думай, что ты знаешь больше, чем мы.
  6. Не думай, что ты важнее нас.
  7. Не думай, что ты хорош во всём.
  8. Не смейся над нами.
  9. Не думай, что всем есть дело до тебя.
  10. Не думай, что ты можешь нас чему‑то научить.

Есть также и одиннадцатое правило, которое обычно применяется для ответа на критику янтеловена: «Возможно, ты думаешь, что мы кое‑чего не знаем о тебе».

В этих правилах чётко прослеживается противопоставление «мы» и «ты», в котором под «мы» имеется в виду всё общество.

Косность, невежество и «стадный инстинкт» — вот основные составляющие «закона Янте», согласно Сандемусе.

Сам писатель осуждал условности и ограничения, свойственные маленьким скандинавских поселениям, и вовсе не считал янтеловен чем‑то хорошим. Он сетовал на то, что такое мировоззрение убивает индивидуальность и препятствует личностному росту.

Янтеловен сегодня

Многие жители Скандинавии считают, что янтеловен остался в прошлом. В Норвегии даже установили памятник — могилу для «закона Янте».

Еще на блоге:   5 простых упражнений для развития осознанности

Тем не менее он продолжает незримо присутствовать в обществе северных стран. Как и почти 100 лет назад, этот свод неписаных правил соблюдается почти неукоснительно.

Так, среди скандинавов существует убеждение, что все члены общества должны практически одинаково одеваться, ездить на одних и тех же автомобилях, покупать схожие продукты. Причём это характерно не только для маленьких поселений, но и для больших городов.

Скандинавские СМИ любят поносить «чересчур» богатых людей, не скрывающих своего успеха, и злорадно насмехаться над их провалами. Позитивные же стороны вроде гендерного и финансового равенства, высокого уровня здравоохранения и так далее отмечаются в качестве всеобщих заслуг, а не результатов усилий отдельных личностей.

Почему янтеловен критикуют

Многие молодые люди из скандинавских стран (особенно из Норвегии) считают, что «закон Янте» не даёт развиваться бизнесу и стартапам.

«Закон Янте» вступает в очевидное противоречие с современной капиталистической экономикой. Она поддерживает частную инициативу и стремление к заработку, а общество при этом осуждает демонстрацию личных успехов и «возвышение» над другими. Это несоответствие запечатлел на постере датский художник Кристиан фон Хорнслет, поместив надпись F*ck Janteloven на фоне значка американского доллара.

Стивен Троттер, социолог из Университета Глазго, считает янтеловен формой цензуры, попыткой изобразить сплочённое государство.

Он сравнивает датско‑норвежскую справедливость с ведром, в котором сидит несколько крабов: когда один из них пытается вылезти,
другие тянут его назад.

Даже самые хорошие мотивы янтеловена вроде неприятия хвастовства и зависти иногда доходят до крайности. Примером этого может служить случай со шведкой Аникой Эрикссон — школьным поваром. Её чуть не уволили за то, что она «слишком» разнообразила меню. По мнению специальной комиссии, это могло спровоцировать зависть со стороны учеников других школ, поэтому везде питание должно быть одинаковым. Спасло Анику только заступничество школьников и их родителей.

Те, кто считает янтеловен благом, доходят до совсем уж крайних заявлений. Так, приверженностью «закону Янте» объясняют даже успехи норвежских спортсменов. Например, говорят, что 13‑кратный чемпион мира по лыжным гонкам Петтер Нортуг именно благодаря янтеловену меньше зазнавался, объективнее оценивал своих соперников — и поэтому побеждал.

Какие принципы янтеловена стоит запомнить и применять

Несмотря на то что янтеловен весьма неоднозначен, некоторые его принципы (при использовании с умом) могут благотворно повлиять на любое общество.

Скромность и сдержанность

Скромность, бережливость и отказ от излишеств прививаются северянам с детства, и они следуют этим векторам очень чётко.

Например, машине скандинав скорее предпочтёт велосипед. Выходец из Северной Европы не будет распространяться о своих достижениях и считать себя лучше всех, принижая достоинства других людей. В качестве примера можно привести стиль жизни одного из богатейших людей мира, основателя IKEA Ингвара Кампрада. Его однажды не пустили на вручение премии «Бизнесмен года», потому что он приехал на церемонию на автобусе.

Прежде чем критиковать северных соседей за их аскетизм, подумайте, насколько действительно для вас важно иметь дорогую одежду, водить роскошный автомобиль, каждый год менять смартфон. Не все готовы прятать свои успехи и стесняться их, но это помогает скандинавам избегать зависти. Возможно, именно поэтому население северных стран Европы на деле, а не на словах так справедливо и сплочённо.

Еще на блоге:   Сладкий убийца молодости
Спокойное отношение к себе и своим достижениям

Большинство скандинавов сознательно не пытаются достичь большего, чем окружающие. Возможно, поэтому они чувствуют себя вполне успешными и счастливыми.

Отказ от постоянной «гонки за успехом» позволяет избежать зависти и FOMO — синдрома упущенной выгоды. Кроме того, это помогает делать добрые дела бескорыстно и от чистого сердца, без желания раструбить об этом на каждом углу. В Швеции, например, популярна поговорка «Благородные дела совершаются молча».

Бескорыстность и доброжелательность, а также отсутствие зависти и жадности у скандинавов взаимосвязаны с высоким уровнем доверия к людям. Во многом благодаря этому, потеряв, например, кошелёк в путешествии по Скандинавии, вы вполне можете ожидать, что вам его вернут в целости и сохранности. И уж тем более вы всегда можете рассчитывать на помощь, если попали в беду.

Социальная справедливость

Принципы янтеловена существовали в скандинавских странах, большую часть населения которых составляли крестьяне, задолго до выхода книги Сандемусе. В таком обществе выделяться означало выпадать из общепринятой нормы и подвергнуться осмеянию, а то и вовсе изгнанию.

Второе дыхание «закон Янте» обрёл с приходом социал‑демократов к власти в XX веке, когда проник из уклада жизни небольших общин в политическую риторику и школьную систему.

Плохо ли это? Не совсем.

Большинство жителей Скандинавии считают, что живут в обществе равенства и справедливости. И на это есть вполне конкретные основания.

Так, обычный государственный служащий в Норвегии получает зарплату всего в три раза меньшую, чем премьер‑министр страны. Аналогичное сопоставление этих данных в Великобритании показывает, что труд рядового чиновника оценивается в шесть раз ниже, чем главы государства.

В шведской королевской семье не принято носить короны, а образование и медицина в этой стране, в отличие от многих западных примеров, бесплатны для каждого гражданина. Также в Швеции вы не встретите проявлений формальной иерархии. Там принято обращаться друг к другу по имени невзирая на должность и статус.

Склонность к порядку

Стремлением к всеобщему благу можно объяснить и педантичное отношение скандинавов к порядку. Они сортируют мусор, сдают пластик и стекло на переработку и повторно используют вещи, сводя количество отходов практически к нулю. Например, в Швеции соблюдать порядок — это обязанность каждого гражданина. Само государство делает упор не на принуждение, а на объяснение, зачем всё это нужно, поэтому население не жалуется и в целом положительно относится к необходимости сортировать отходы.

В результате именно северные страны считаются самыми экологичными, а их жители — наиболее бережно относящимися к природе. Кроме того, во многом благодаря скандинавам и их философии люди по всему миру стали избавляться от ненужного хлама в доме, освобождая пространство для жизни, а не для вещей.

Конечно, обвинения в сторону скандинавского антииндивидуализма возникают не на пустом месте. Тем не менее это не значит, что положительный опыт северных стран нужно игнорировать. В обострённом чувстве социальной справедливости и стремлении к тому, чтобы никто в обществе не чувствовал себя ущемлённым, нет ничего плохого. Но нужно понимать, что любая хорошая идея, доведённая до крайности, может привести к ужасным последствиям.

Автор: Андрей Вдовенко

Источник

Читайте нас в удобном формате
Telegram | Facebook | Instagram | Tags

Добавить комментарий