В соцсетях порой можно наткнуться на видео, где взрослые люди надевают ползунки, вставляют в рот соску и ложатся спать среди игрушек. В описании профилей этих пользователей часто встречается термин age regression. Разбираемся, что это такое, почему возрастной регрессии приписывают терапевтический эффект.
Что такое возрастная регрессия
Возрастная регрессия (age regression) — это состояние, когда человек «откатывается» к более раннему возрасту, начинает вести себя как ребёнок, а иногда даже как малыш. Дети могут слегка регрессировать неосознанно, и в этом нет ничего страшного. Но со взрослыми всё сложнее.
Идея возрастной регрессии появилась не вчера: о ней говорили ещё во времена расцвета психоанализа. Зигмунд Фрейд считал её бессознательным защитным механизмом: взрослый человек сталкивается с потрясением и, чтобы справиться с ним, психологически возвращается на более раннюю стадию развития.
Психиатр Карл Юнг рассматривал явление позитивнее. Ему возрастная регрессия представлялась как попытка обрести детскую невинность, любовь и доверие: люди возвращаются в те годы, когда чувствовали себя в большей безопасности.
Возрастная регрессия может быть как неконтролируемой, так и добровольной. В первом случае это защитный механизм, который срабатывает в моменты сильного стресса. Иногда такое состояние — это симптом психического расстройства вроде ПТСР, ПРЛ, депрессии или шизофрении.
Олеся Скретнева, клинический психолог. Окончила ЛГУ им. А. С. Пушкина по профилю клиническая психология. Дополнительное образование в КПТ, АСТ, EMDR. Опыт работы — более 10 лет.
При диссоциативном расстройстве личности человек вваливается в состояние возраста, когда была получена травма. Причём потом он может не вспомнить этого.
При пограничном расстройстве человек в момент стресса совершенно перестаёт контролировать свои эмоциональные реакции и внезапно начинает кричать, плакать, требовать внимания, угрожать.
При ПТСР человек внезапно проваливается в регрессивное поведение, если ситуация напоминает травму (даже звук выстрела может спровоцировать). Он пытается спрятаться, убежать.
Добровольно люди регрессируют, чтобы почувствовать комфорт или справиться с травмами детства. И осознанный откат в детское состояние — не редкость. Регрессия уже не психологический механизм, известный в узких кругах, а поп-культурное явление. В тиктоке под тегом #ageregression более 100 тысяч публикаций, а на реддите в сообществе регрессоров 52 тысячи человек.
Регрессоры также называют себя littles («малютки»), и у многих из них есть специальное место, где можно безопасно чувствовать себя в детском состоянии — littlespace («маленькое место»). Зачастую это игровая комната, маленький домик, замок из подушек или даже люлька.
Добровольная регрессия у каждого проявляется по-разному. Некоторые начинают говорить детским голосом или вовсе перестают логично выражать мысли. Другие находят утешение в мягких игрушках, сосках и качаниях из стороны в сторону.
Те, кто решает откатиться в более ранний возраст, порой не справляются даже с базовыми задачами — они, как малыши, могут отказываться есть, умываться или ходить в туалет без напоминания. Такие регрессоры хотят, чтобы о них заботился другой человек.
Один регрессор на реддите выделил три степени, на которые, по его мнению, делится возрастная регрессия.
- Сильная регрессия. Человек не только ведёт себя по-детски, но и мыслит. В таком состоянии у него нет доступа к своему взрослому разуму, и поэтому он может сталкиваться с языковыми, эмоциональными или двигательными трудностями. Эти регрессоры больше остальных нуждаются в ком-то, кто будет о них заботиться.
- Средняя регрессия. Человек ведёт себя и мыслит по-детски, но его взрослое сознание всё ещё работает где-то на заднем плане. У него достаточно осознанности, чтобы избегать опасных ситуаций, и он может прекрасно позаботиться о себе сам. У него более ребяческий взгляд на вещи, он более эмоционален и импульсивен.
- «Возрастная мечтательность». Человек регрессирует только в поведении без изменений в сознании. Он окружает себя детской эстетикой, его речь становится мягче и нежнее. С помощью регрессии он отдыхает от сложностей взрослой жизни. Это чем-то напоминает феномен кидалтства. Но кидалты просто любят вещи, которые в обществе принято считать «детскими», в то время как регрессоры, так или иначе, напрямую ассоциируют себя с детьми.
Возрастная регрессия и секс
Возрастную регрессию часто путают с возрастной игрой (age play), хотя это принципиально разные вещи. Регрессия — это защитный механизм и способ успокоиться. Она должна помогать человеку в сложные моменты. А вот age play — это осознанная ролевая игра, которая часто включает в себя сексуальные практики.
Регрессор не ведёт себя как ребёнок ради кого-то, он действительно ощущает себя так. Age play — это обычно парная история, где один играет роль ребёнка, а другой — родителя или воспитателя. Age play зачастую связана с элементами власти и подчинения из БДСМ. Одни из самых популярных динамик — это DDLG (доминантный папочка и маленькая девочка) и MDLB (доминантная мамочка и маленький мальчик).
Большая часть регрессоров никогда не вовлекаются в age play, так как их практика связана с ощущением безопасности, а не сексуализацией.
К тому же для age play и age regression нужны совершенно разные типы партнёров. Во время регрессии опекун поддерживает «малютку» и следит, чтобы он не навредил себе. В ролевой игре старший реализует фантазии и устанавливает правила для обоих.
«Я регрессирую, чтобы справиться с травмой. Даже представить себе не могу, как мой жених пытается сексуализировать меня, пока я в детском состоянии. Мой защитный механизм — это не фетиш и не что-то сексуальное. Я в целом считаю age play неприемлемой практикой, как и любую идею о сексуализации ребёнка».
@SaoirseBee777
Когда возрастная регрессия должна беспокоить
Возрастная регрессия у многих вызывает скепсис. Впервые столкнувшись с этой практикой, сложно понять, почему взрослый человек вдруг начинает говорить детским голосом, спать в люльке или играть с плюшевыми игрушками. Это идёт вразрез с привычными представлениями о взрослении и самостоятельности.
Дополнительную стигму создаёт путаница между возрастной регрессией и age play. Некоторые опасаются, что регрессирующие взрослые могут заходить на территорию чего-то нездорового и даже сексуализировать детей.
Непонимание часто вызывают и романтические отношения, построенные на динамике «родитель — ребёнок», когда один из партнёров 24/7 находится в роли ребёнка. Однако это опять же возрастная игра, а не регрессия.
Стигматизация и ложные ассоциации делают возрастную регрессию табуированной темой. Человек начинает бояться осуждения, чувствует себя «не таким» и избегает практик, которые на самом деле ему помогают.
Самим «малюткам» регрессия может навредить лишь в некоторых случаях. Например, когда человек слишком глубоко уходит в откат и начинает постоянно ощущать себя как ребёнок. Особенно если у него это единственный способ справиться со стрессом. Из-за частого повторения такое поведение становится автоматическим.
«Я добровольно регрессирую уже около пяти лет. Однако в последнее время моя регрессия стала более непроизвольной. Недавно я полностью переехала из родительского дома и нахожусь в пространстве, где мне комфортно. Я заметила, что начинаю бормотать что-то невнятное или мысленно называю себя уменьшительно-ласкательно. Это часто происходит во время вождения. Сегодня я вела машину и неожиданно начала бормотать и повторять „ба-ба-ба“, а в глубине души просто сходила с ума».
@Fluid-Substance-7441
Если регрессор не справляется с повседневными взрослыми делами, это может быть тревожным сигналом и поводом обратиться за профессиональной помощью.
Олеся Скретнева
Есть целый список критериев, когда проявление регрессии требует вмешательства специалистов:
1. Регрессия длится больше недели и не прекращается.
2. Человек не понимает, почему он себя так ведёт, для него это привычное или неосознаваемое состояние.
3. Регрессия мешает нормальной жизни: человек не способен поддерживать отношения, работать.
4. У реакции нет причины: в норме подобное поведение объясняется, в патологии ничего не произошло внешнего, но поведение человека сильно изменилось.
Почему здоровая регрессия — не баловство, а реальная помощь
«Я сталкивалась с возрастной регрессией из-за панических атак. Регрессия очень помогла успокоиться, очистить мозг от всех триггеров и заземлиться».
@unknownCappy«Все специалисты по ментальному здоровью, которым я рассказывала, что практикую возрастную регрессию, поддерживали меня. Мой нынешний психотерапевт, специалист по травмам и диссоциации, даже думает добавить эту технику в гипнотерапию в будущем».
@Garfield_Simp
Олеся Скретнева
Польза возрастной регрессии
Возрастная регрессия — это нормально, так как в стрессовых ситуациях она помогает снять нагрузку и напряжение. Проживая застрявшие реакции в воспоминаниях, человек получает новую информацию «глазами взрослого». И он может дать себе поддержку, заботу, защитить себя маленького. Также регрессия помогает высвобождать чувства. Например, если в детстве обижал брат, но тогда злиться было запрещено, сейчас наконец-то можно позволить себе разозлиться, накричать и закрыть ту историю.
В разных психотерапевтических подходах есть практики, где используют возрастную регрессию. Регрессия безопасна, когда рядом находится специалист, который видит со своей стороны реакции клиента, отслеживает степень проживания и, если необходимо, может остановить процесс, чтобы клиент не причинил себе вред.
Регрессия и поп-культура
Сейчас регрессия стала поп-культурным явлением. С одной стороны, это действительно снимает стигму с регрессии. С другой, у этого могут быть и негативные последствия. Например, регрессия начнёт всё больше обрастать надуманными «правилами», которые будут мешать. Или дети, которые не понимают, что это такое, начнут бездумно повторять. Первоначальный смысл — способ борьбы со стрессом — может уйти на второй план и превратиться в оправдание, мол «у меня регрессия, отстаньте».
Если у человека регрессия — единственная реакция на стресс, то он не может адаптироваться к взрослой жизни. Надо учиться управлять своими эмоциями, выдерживать неопределённость, решать вопросы конструктивным способом, идти на конфликты для прояснения ситуации и поиска компромисса. Да, можно просить поддержку, но ответственность за окончательные решения должна быть на самом человеке. Прятаться за детским поведением — не всегда эффективный способ почувствовать себя лучше.
Автор: Лисса Титова