Изображение обнаженного тела было важной составляющей искусства на протяжении всей его истории — начиная с античных статуй и заканчивая свечами фаллических форм. Обнаженное тело символизирует наше отношение к прекрасному, сексуальному и запретному. А как именно это отношение менялось от эпохи к эпохе и что говорит о нас интерес к телу?
Первоначально обнаженное тело в искусстве представляло собой аллегорию. Как боги и богини символизировали высшее проявление прекрасного, так и их совершенные тела были метафорами чистоты, силы, мудрости, доброты.
40 000-летняя Венера из Холе-Фельса, старейшее известное изображение человеческого тела, покажется нам издевательством. Огромная грудь. Короткие ноги. Тучное тело. Но древними зрителями она воспринималась как амулет, связанный с плодородием. Человеческое тело было почитаемо, а подобные статуэтки могли носить как кулоны.
Культ обнаженного тела начинается в эпоху расцвета древнегреческого искусства. Греки считали обнаженное тело прекрасным. Все атлеты выступали на Олимпийских играх полностью голыми, а греческие скульпторы обожали их изображать. Начиная с V века до н. э. мастера скульптуры стремились показать совершенство тела спортсмена или воина и разработали целый жанр скульптур обнаженных мужчин под названием Курой.
Обнаженная женская фигура появилась позже, когда скульптор Пракситель создал статуи богини Афродиты наполовину голой. При этом мастер создал второй вариант той же скульптуры, но богиня на ней была уже полностью без одежды. Второй вариант покупали чаще. Греки задали негласные правила изображения голых тел. Мужчины обнажены полностью и гордо демонстрируют зрителю все части своего мощного тела, а женщины скромно прикрывают рукой грудь или лобок. Греки назвали этот жест назвали pudica, или «скромной позой».
Римская реплика статуи Афродиты скульптора Праксителя
Таким образом мужчина показывает свою неуязвимость, а женщина, наоборот, ограждает себя от взгляда зрителя
Долгими столетиями эти традиции не менялись. Пока в эпоху Возрождения гуманистически настроенные богачи не стали заказывать художникам картины на мифические сюжеты. На первый план вышло не изображение святых такими, как описывала их Библия и другие священные тексты, а сюжетные картины. Например, флорентийский мастер Сандро Боттичелли на заказ написал «Рождение Венеры». Обнаженная богиня, слегка прикрытая накидкой, символизирует божественную любовь, ниспосланную людям.
Заказывая мастеру эту работу, Лоренцо Медичи хотел подчеркнуть свою просвещенность. Моделью, которая позировала художнику для образа Венеры, была Симонетта Веспуччи, первая красотка Флоренции и возлюбленная Джулиано Медичи, младшего брата Лоренцо. Она позировала многим художникам. Полуобнаженное изображение девушки во времена Боттичелли не считалось чем-то предосудительным, наоборот — подчеркивало полубожественный статус натурщицы.
Отношение к наготе меняется в эпоху гения Леонардо да Винчи, который первым решил отнестись к человеческому тела научно. Занимаясь анатомией, Леонардо препарировал около 30 трупов, что позволило ему изучить и зарисовать строение человеческого тела. Художник хотел постичь человека полностью, поэтому его изображения обнаженных тел больше напоминают учебник по анатомии, а не живописные произведения. Голые мужчины и женщины не вызывают эротических фантазий, скорее наоборот.
Похожий интерес к человеческому телу вдохновлял и другого гения эпохи Возрождения — Микеланджело Буонарроти. Мастер изображал обнаженные мускулистые тела юношей, воздушные силуэты девушек с идеальными пропорциями. Физическая красота человека завораживает, но и тут нет и намека на сексуальность. Под кистью художника красота тела неотделима от красоты души.
Интересно, что примерно в этот же период японские художники делали ставку на почти порнографические картины. В самый разгар итальянского Возрождения в Японии был популярен жанр сюнга, что означает «весна». Это произведения искусства эротической тематики. В эссе «Сексуальность в Японии» Киёси Мацумото пишет, что «сексуальность в Японии развивалась отдельно от сексуальности материковой Азии, поскольку Япония не приняла конфуцианский взгляд на брак. Сюнга изображал сексуальное удовольствие, которое не только признавалось, но и поощрялось». Похожие процессы развивались и в индийском искусстве, где йоги и лингам (мужские и женские половые органы) изображали настолько натуралистично, что даже современным зрителям приходится краснеть. Они представляли собой божественные символы плодородия.
В русской живописи обнаженное тело появляется только два столетия спустя, в середине XVIII века
Карл Брюллов и Александр Иванов совершили прорыв в изображении обнаженной натуры и бросили вызов традициям классицизма. Брюллов осмелился добавить чувственности женским моделям своих картин, а Иванов при работе над картиной «Явление Христа народу» реалистично показал обнаженных героев библейского сюжета. И тем не менее все еще предпочитая пейзажи и портреты, русские художники редко писали обнаженную натуру. В отличие от европейцев.
Автор книги Сьюзи Ходж «Почему в искусстве так много голых людей? И другие важные вопросы об искусстве» пишет о том, какой скандал вызвала картина Эдуарда Мане «Завтрак на траве», написанная в 1863 году: «Эдуард Мане не понял, что так возмутило публику. Почему допустимо изображать обнаженными богов и богинь, а обычных людей, занятых повседневными делами, нельзя?» Сюжет картины такой: обнаженная женщина и два интеллигентно одетых мужчины ведут беседу, сидя в парке. Фигура женщины выглядит плоской, мужские фигуры объемны. Она бледна и молчит, мужчины о чем-то дискутируют. Художник хотел затронуть тему неравенства полов, норм мужского и женского поведения, принятых в современном ему обществе, но зрители увидели только пошлость и вызов. Считалось, что голыми можно рисовать только проституток.
Отношение к изображению наготы меняется с появлением учения Зигмунда Фрейда. В ХХ веке многие художники были одержимы идеей сексуальности. Фрейд воспевал влечение к смерти, сублимацию, эрос и авторитарность. Художники по-своему осмысливали эти идеи.
Например, в 1932 году Пикассо пишет «Обнаженная, зеленые листья и бюст». Оценить красоту юной натурщицы Пикассо по этой картине сложно, кубизм не предполагает эротичности. Но девушка позировала художнику голой, и весь эротизм скрывается в процессе написания картины. Его вечный соперник Сальвадор Дали на картине «Обнаженная на пляже в Розес», наоборот, рисует подчеркнуто сексуальную девушку, прототипом которой была жена Дали Гала, обладавшая идеальными изгибами тела. Этой картиной художник выразил всю свою любовь и преданность жене, в свою очередь верностью не отличавшейся.
Спустя полвека художники-экспрессионисты показывают свое видение голого тела. Подчеркнуто натуралистичного. Сексуально оно или нет, решает зритель, который может не стесняться своих предпочтений. Картина Люсьена Фрейда «Социальный смотритель спит» была написана в 1995-м и продана на аукционе за 33 миллиона долларов Роману Абрамовичу. Руководитель центра занятости Сью беззаботно спит на кушетке, ничуть не стесняясь своего неидеального тела.
Люсьен Фрейд, внук Зигмунда Фрейда, показывает тело женщины без каких-либо прикрас. 137 килограммов — настоящий вес «Большой Сью», как прозвали ее поклонники художника. Несмотря на тучность, Сью была музой многих художников. И зрителя, который устал от намеков, нисколько не испугала нагота несовершенного тела.
В России в конце 90-х эпатажные художники Владимир Дубосарский и Александр Виноградов пишут целые серии картин с изображением обнаженных девушек. Они продемонстрировали готовность воплощать самые незатейливые фантазии, делать все очень красиво и предельно понятно: девушки на картинах похожи на фотомоделей, так популярных в девяностые. Они доступны и развратны, то лежат в поле, то сидят в номере отеля. Названия картин говорят об эпохе сами за себя: «Колхозница на велосипеде», «Однажды на Юго-Западной», «Магазин для взрослых».
Да, сегодня никого не удивить ню-фотографией или вазой в форме фаллоса, но до этого раскрепощения, как вы видите, был пройден длинный путь…