«Одинокие вместе» или почему мы предпочитаем соцсети личному общению

Иллюзия контроля, постоянная забота и внимание, конец одиночества: социальный психолог из MIT и автор книги «Одинокие вместе» Шерри Таркл — о том, какие завораживающие фантазии предлагают нам соцсети, почему люди всё чаще предпочитают выстраивать близкие отношения через Интернет и как в цифровую эпоху меняется наша психика и образовывается новый тип одиночества.

Социальный психолог из Массачусетского технологического института и автор книги «Одинокие вместе: почему мы ожидаем большего от технологий, чем друг от друга» Шерри Таркл (Sherry Turkle) больше двадцати лет изучает проблему отношений человека и технологий, и выводы, к которым она пришла, неутешительны: люди всё больше предпочитают выстраивать близкие отношения посредством интернета и соцсетей, в результате чего образовывается новый тип одиночества, более глубокого и безнадёжного, чем то, которое мы испытывали раньше, в «догаджетовую эпоху»:


…Технологии нужны там, где мы наиболее уязвимы. А мы уязвимы. Мы одиноки, но мы боимся близости. Поэтому мы разрабатываем технологии — от социальных сетей до социальных роботов, — которые создадут иллюзию общения, не требуя дружбу взамен. Мы обращаемся к технологиям, чтобы почувствовать связь, которой легко управлять. Мы надеемся, что с помощью технологий сможем поддерживать общение и в то же время быть независимыми от него.


Как мы к этому пришли? Профессор Таркл уверена, что успех технологий, меняющих наши умы и сердца, обусловлен тем, что современные телефоны предлагают нам «три завораживающие фантазии»:

— Ощущение, что мы можем концентрировать внимание на том, что нам интересно, и контролировать то, что хотим;


Когда я спрашиваю «Что не так с живым общением?», мне отвечают: «Я вам скажу, что не так. Разговаривать приходится в реальном времени, и вы не можете контролировать то, что вы скажете». Вот в чём суть. Сообщения, электронная почта, посты — всё это позволяют нам быть такими, какими мы хотим быть. Мы можем редактировать, и это значит, что мы можем удалять, то есть ретушировать лицо, голос, плоть, тело: «не слишком сильно», «слишком мало», «в самый раз».


— Надежду, что нас всегда услышат;

Еще на блоге:   Почему современное искусство многим не нравится

Я вижу, что люди настолько привыкают обманывать себя и не разговаривать по-настоящему, привыкают к меньшему, что они уже почти готовы обходиться совсем друг без друга. К примеру, многие делятся желанием, что когда-нибудь более продвинутая версия Сири, цифрового помощника на Apple iPhone, станет лучшим другом, тем, кто будет слушать, когда другие отвернутся. Думаю, такое желание отражает горькую правду, к которой я пришла через 15 лет. Ощущение того, что никто не слушает, очень важно в нашем отношении к технологиям. Вот почему нам так нравится заводить странички на Facebook или в Твиттере — так много автоматических слушателей. И ощущение того, что нас никто не слушает, заставляет нас проводить время с машинами, которые, как нам кажется, заботятся о нас.


— Заблуждение, что мы никогда не будем одиноки.


Одиночество — это проблема, которую нужно решить. И люди пытаются решить её посредством связи. Но в этом случае связь — это скорее симптом, нежели лекарство. Она выражает, однако, не решает основную проблему. Больше, чем симптом, постоянная связь меняет то, как люди воспринимают себя. Постоянная связь формирует новый способ существования.

По мнению Шерри Таркл, именно побег от одиночества в технологии играет центральную роль в изменении нашей психики. Уединение — это то состояние, в котором рождается способность к самоанализу, настоящая тяга к отношениям и ощущение ценности других людей. Избегая одиночества, «залатывая» часы уединения сидением в соцсетях и виртуальным общением, мы лишаем себя всего этого: прекращаем рефлексировать, сознательно выбираем изоляцию и перестаём по-настоящему ценить людей:

Еще на блоге:   Не произносите даже про себя эти фразы

Как будто мы используем их в качестве запасных частей для поддержания нашего хрупкого самоощущения. Мы начинаем верить, что постоянная связь сделает нас менее одинокими. Но мы в опасности, потому что на самом деле это значит обратное. Если мы не можем существовать в одиночку, мы станем более одинокими. И если мы не научим детей быть один на один с собой, им предстоит испытать только одиночество.


Именно об этой проблеме профессор Таркл рассказывает в своём небольшом выступлении на образовательной площадке TED:


Как видите, речь на самом деле не о том, чтобы отказаться от технологий, и даже не о том, чтобы жестко лимитировать их использование (хотя Стив Джобс и другие главы крупнейших технологических компаний предпочли именно этот способ: дети и супруги этих людей почти не пользуются дома какими бы то ни было гаджетами, вместо этого они общаются и читают книги). Перед нами стоит другая задача: вновь научиться бывать в одиночестве, проводить время не с гаджетами, а собой, совершенствуя навыки самоанализа и познавая природу человека. Пожалуй, лучше всех о пользе такого подхода написал Л. Н. Толстой:


Живя с людьми, не забывай того, что ты узнал в уединении. В уединении обдумывай то, что узнал из общения с людьми.


В конце концов, воображение, творчество, духовный рост — все эти великие вещи требуют от нас уединения. И если на одной чаше весов лежит смартфон с десятком не отвеченных сообщений Вконтакте от мало знакомых людей, а на другой чаше — эти сокровища жизни, я сделаю свой выбор, не задумываясь. Чего и вам желаю.

Источник

Читайте нас в удобном формате
Telegram | Facebook | Instagram | Tags

Добавить комментарий