Штампы масскультуры, портящие жизнь мужчинам и женщинам

На некоторых штампах о мужчинах и женщинах построены целые истории, от которых многие в восторге, хотя они оказываются токсичными. Рассказываем про шаблоны из массовой культуры, которые портят жизнь всем.

Мужчине нужен секс, а женщине любовь

Среди исследователей до сих пор нет однозначного ответа на вопрос «Кто хочет секса больше — мужчина или женщина?». Опросы показывают, что мужчины чаще о нём думают. Но также многие учёные и сексологи приходят к мнению, что на женскую сексуальность наложено больше предубеждений. Утверждение, что они хотят меньше секса, вызвано не биологическими причинами, а скорее социальными. Женщине «неприлично» хотеть много секса.

В массовой культуре стереотип о том, что женщины ищут любовь, а мужчины — секс, закрепился довольно прочно. Часто именно мужские персонажи меняют партнёрш, избегают привязанности и, конечно, не перезванивают после первого свидания. Барни из «Как я встретил вашу маму» или Джо из «Друзей», легендарные Ловелас и Казанова — вспомнить героев-любовников гораздо легче, чем героинь. Конечно, есть и Саманта Джонс из «Секса в большом городе». Но она скорее исключение из правил. А вот подруга Саманты Шарлотта Йорк как раз отчаянно хочет выйти замуж и на каждого нового партнёра смотрит как на потенциального жениха.

Словом, стереотип, с одной стороны, клеймит мужчин как альфа-самцов, с которыми невозможно строить серьёзные отношения. С другой — выставляет неудачниками тех, у кого было мало партнёрш. Для женщин этот стереотип работает в обратную сторону. Если они ищут секса без обязательств, то рискуют подвергнуться слатшеймингу.

В реальности всё намного сложнее. Исследование американских студентов показало, что девушки чаще первые признаются в любви. Однако парни раньше начинают её испытывать. Мужчины могут по-другому проявлять любовь, из-за чего кажется, что у них меньше чувств. Учёные из Техаса изучали, как мужья показывают любовь. Они инициируют секс, хотят вместе с женой проводить досуг и выполняют работу по дому. Но, в отличие от женщин, меньше говорят о своих чувствах.

В другом исследовании выяснили, что предпочтение секса или любви зависит не от пола, а от типа привязанности. Например, человек с избегающей привязанностью больше заинтересован в сексе без обязательств. И это может быть как мужчина, так и женщина.

Дети — это счастье

Многие любовные истории строятся по схеме: встреча — любовная драма — свадьба — дети. «Долго и счастливо» обязательно соседствует с двумя последними пунктами. Среди известных историй любви можно вспомнить Лили и Маршалла («Как я встретил вашу маму»), Гарри и Шарлотту («Секс в большом городе»), Монику и Чендлера («Друзья»), Карлу и Тёрка («Клиника»). Даже Шрэк и Фиона, которые разрушали все каноны романтической истории, в финале завели тройняшек.

При этом поп-культура редко показывает женатые пары, которые счастливы вместе без детей. Одно из редких исключений — Кэрри и Мистер Биг. Они никогда не хотели быть родителями и даже не затрагивали эту тему.

Из-за этого стереотипа женщина может чувствовать себя неполноценной, если не хочет заводить ребёнка. А на мужчину давит представление о составляющих мужского счастья: дерево, дом и сын. Партнёры сталкивается с неловким вопросом «А когда детишки?» и чувствуют, будто они должны завести детей, потому что так принято, а не потому, что хотят.

Еще на блоге:   Внутренний ребенок, родитель, взрослый.

Женщина лучше ладит с детьми

В кино и сериалах мы чаще видим матерей-одиночек или домохозяек, которые занимаются детьми, пока муж работает. Среди известных мам: Лорелай из «Девочек Гилмор», Линетт из «Отчаянных домохозяек», Мадлен, Селеста и Джейн из «Большой маленькой лжи». Такой жизненный сценарий рассматривается как само собой разумеющийся для женщины.

Похожую ситуацию можно увидеть и в рекламе. Если в ней присутствует семья, роль родителя и домохозяйки достанется женщине. Это выяснили исследователи американского ТВ. Такие же выводы сделали учёные после анализа американских журналов.

В то же время отцов, которые остаются наедине с детьми, часто выставляют в комичном свете. Как будто если мужчина возьмётся воспитывать ребёнка, нелепые ситуации неизбежны. Среди таких пап и нянь-мужчин: Валентин из «Инструкции не прилагаются», Джо из «План игры», Санни из «Большого папы», Питер и Дэвид из «Нянек». Ту же комедию транслируют и в рекламе. Например, в британском ролике про сливочный сыр отец забыл ребёнка на конвейере.

Исследовательница Дженн Прислу проанализировала американские ситкомы и рекламу. Она сделала вывод, что отец чаще показан вне дома. Если мать отлучается и оставляет на него ребёнка, он как бы оказывается заложником ситуации, и она превращается в комедию.

Исследовательница Рейчел Шмитц изучала американские журналы о родительстве. В них мужчинам транслируют идею, что они прежде всего кормильцы, а не отцы. Из-за этого они воспринимают себя не как родителя, а скорее как помощника матери.

Женщина — хозяйка дома, а мужчина — добытчик и завоеватель
В рекламе домашней утвари и техники, детских принадлежностей и косметики участвуют женщины. А в роликах про автомобили, электронику, финансы и страховку больше задействованы мужчины. То есть женщин в основном показывают в домашних условиях, а мужчин — на работе и в приключениях.

Например, в рекламе Volkswagen мужчины покоряют космос, ходят в походы, ставят спортивные рекорды, пока женщины готовят бутерброды и нянчатся с детьми. Компании Marlboro и Dos Equis создали мужских персонажей для многолетней рекламной кампании: Ковбой Мальборо и Самый интересный человек на свете. На протяжении несколько лет они показывали, как мужчина с лёгкостью овладевает любой профессией, рискует жизнью, развивает огромные скорости на дороге и соблазняет красивых девушек.

Женщине обычно уготовлена совершенно другая роль. Например, в индийском ролике бытовой техники муж и жена выбирают стиральную машинку. Женщина спрашивает у консультанта, нет у них унисекс-моделей, ведь муж не касается их прежней машинки. В российском ролике от Pandora именно девушки занимаются домашним хозяйством, а партнёры поощряют это хозяйственными «подарками».

Так складывается стереотип, что место женщины — дома. Её роль ограничивают материнством и заботой о доме. Когда женщина оказывается вне его, она представляется не как активный участник событий, а как объект для наслаждения мужчины. При этом мужчине навязывают мысль, что он обязательно должен покорять мир и быть лидером. Если он помогает партнёрше с детьми или полностью занимается домашним хозяйством, его считают либо странным, либо героем, который всё успевает.

«Нет» значит «да»

У девушек сформировалась репутация кокеток, которые якобы своими отказами и недоступностью играют с мужчиной. Но они могут изменить своё «нет» на «да», если быть более настойчивым. Этот стереотип поддерживался даже в самых красивых и культовых фильмах. Например, в «Дневнике памяти» Ной настойчиво ухаживает за Элли после нескольких отказов. Примерно так же себя ведёт Патрик по отношению к Кэт в фильме «10 причин моей ненависти». Настойчивые ухаживания преподносятся как романтические поступки, чтобы добиться девушку. И в итоге парень, который не испугался первого «нет», завоёвывает благосклонность дамы.

Еще на блоге:   Доказательная психосоматика: наука, меняющая жизнь

Однако в реальной жизни женщины не всегда хотят, чтобы их добивались. Их «нет» не означает «да, но постарайся получше». Из-за этого стереотипа между мужчинами и женщинами развивается недопонимание. А иногда отказ может привести даже к насилию. Причём оно не будет рассматриваться мужчиной как что-то плохое. Ведь девушки просто «ломаются», но на самом деле хотят общения или секса.

Мужчины агрессивны и брутальны

Токсичная маскулинность — представление о том, что мужчина должен быть агрессивным, сильным, скупым на эмоции. Он не должен заниматься «девчачьими» делами: готовкой, воспитанием детей, уходом за собой. Примеры токсичной маскулинности можно найти во многих произведениях массовой культуры: в фильмах «Американская история Х», «Бойцовский клуб», «Американский психопат», в супергеройском кино, мультиках Диснея, сериалах Нетфликса, видеоиграх, хип-хопе и рок-музыке.

Отклонение от этой модели поведения часто высмеивается. Например, в «Друзьях» Чендлер и Джо постоянно переживали за свою маскулинность. Их тяга к вязанию, масочкам и маникюру становилась поводом для шуток. И после какого-нибудь «нежного» занятия им было важно попить пива, сыграть в футбол, словом, сделать что-то типично мужское.

Токсичная маскулинность оказывает огромное давление на мужчин. Подавление эмоций и попытки соответствовать образу «сильного кормильца» приводят к депрессии. Мужчины реже обращаются за помощью, что выливается в более высокие показатели суицида.

Токсичная маскулинность вредит и женщинам. Чем больше мужчина хочет соответствовать представлениям о «настоящем мужике», тем чаще он эмоционально манипулирует партнёршей. А так как работа по дому не считается мужским занятием, на женщину падает больше обязанностей, даже если в паре оба работают.

Женщину надо спасать

На этот стереотип мы натыкаемся с самого детства. В сказках и мультиках Белоснежка, Спящая Красавица и Рапунцель ждут спасения от принца, который снимет злые чары или убьёт чудовище. Позже мы читаем комиксы и смотрим кино, где супергерои спасают своих избранниц. Питер Паркер и Мэри Джейн, Тони Старк и Пеппер Поттс, Тор и Джейн Фостер. Даже прогрессивная Кэрри Брэдшоу в одной из серий «Секса в большом городе» говорит: «Иногда женщине необходимо быть спасённой». У этого клише даже есть название — damsel in distress, или «дева в беде».

Этот стереотип учит женщин пассивной роли. Главное — дождаться мужчину, который наполнит жизнь и решит проблемы. Кроме того, это подталкивает женщину к роли жертвы, потому что мужчине якобы нравится спасать и быть нужным. Из-за этого девочкам предлагают притворяться чуть менее умными или способными, чтобы мальчики почувствовали себя рыцарями. Есть исследование, которое подтверждает, что женщины чаще воспринимают себя беспомощными из-за воспитания и с детства навязанных стереотипов.

Автор: Надя Попова

Источник

Читайте нас в удобном формате
Telegram | Facebook | Instagram | Tags

Добавить комментарий