Число Данбара — что это

Мы — социальные существа. Уже давно известно, что наш разум формируется при помощи социального взаимодействия через систему символов, которую мы называем речью. Исследования «детей-маугли», воспитанных животными, доказывают, что способность к освоению человеческой речи, а значит, и ключ к развитию абстрактного мышления и использованию всех возможностей разума закладывается в детстве. Происходит интеграция в социальную среду и взаимодействие со всей накопленной человечеством базой знаний.

Люди нужны друг другу, так было с незапамятных времен, ведь группой легче выживать, чем поодиночке. Однако, способность человека к социальному взаимодействию имеет свои ограничения. Количественно они выражаются так называемым «числом Данбара», названным так по имени первооткрывателя — английского ученого-антрополога Робина Данбара.

Что такое «Число Данбара»?

«Число Данбара» — это количество социальных связей, которое человек может поддерживать одновременно. Согласно исследованиям, его величина находится в диапазоне от 100 до 230, усредненно его можно принять равным 150. Причем из этих 150 условные 1-2 — партнеры, еще 5 — близкие, члены семьи, друзья детства, еще 15 — хорошие друзья, коллеги или партнеры по бизнесу, а 50 — приятели, что называют «хороший знакомый». Все остальные будут находиться в категории «просто знакомый», но не более.

Критерии дружбы Данбар определил так: друг — это человек, с которым поддерживается контакт хотя бы раз в год, есть эмоциональная связь и память о том, какие отношения у него с другими друзьями.

«150 — это количество людей, которых вы не смутились бы, присоединившись к ним без приглашения выпить, если случайно встретите их в баре», — так описал открытое им число сам ученый.

Данбар считал, что для поддержания таких связей необходимо знание индивидуальных качеств индивида, его черт характера, память о его социальном положении. Все это требует значительных интеллектуальных способностей и ресурсов, поэтому число таких людей ограничено. Большее количество друзей человек просто не способен удерживать в памяти одновременно, а значит, наращивание большего количества социальных связей просто бессмысленно.

Кто такой Робин Данбар: биография и исследования

Робин Данбар — британский антрополог и специалист по поведению приматов, эволюционный психолог. Профессор Оксфордского университета. Возглавляет социально-эволюционную нейробиологическую исследовательскую группу. Также является гостевым профессором в финском университете Аалто. Автор книг «Лабиринт случайных связей», «Наука любви и измены» и других работ.

Робин Данбар родился в семье инженеров, обучался в Оксфордском и Бристольском университетах. В настоящее время является активным популяризатором науки, часто выступает с лекциями. Выдающийся сторонник гуманизма и избранный член Британской академии. Был одним из руководителей британского проекта «От Люси к языку: археология социального мозга».

За заслуги перед антропологией Данбар был награжден мемориальной медалью Хаксли Советом Королевского антропологического Института Великобритании и Ирландии. Это высшая награда в распоряжении RAI.

Исследование взаимодействий людей Данбар начал примерно в 2003 году с изучения привычек англоязычного населения, связанных с рассылкой рождественских открыток. Это было время, когда еще не существовало способов отслеживать контакты и лайки в социальных сетях. Ему было интересно, сколько людей средний человек считает небезразличными для себя.

Отправка открытки — это своего рода небольшая инвестиция, ведь нужно выбрать ее, придумать текст поздравления, взаимодействовать с почтовыми службами. Такое люди готовы делать для тех, кто действительно важен.

А как у приматов?

Будучи антропологом, Данбар изучал поведение обезьян, которые, согласно теории Дарвина, являются предками человека разумного. У обезьян социальное взаимодействие выражалось в почесывании и перебирании шерсти друг друга — эти действия получили название «груминг».

В обезьяньей стае среднее количество особей составляло 20-60, лишь иногда достигая 150. Если число особей увеличивалось, то стая разделялась на две или больше с разными вожаками. Именно это и происходит, когда в любых человеческих сообществах назревает «раскол». Как бы драматично он ни выглядел, это явление совершенно естественное.

Данбар также заметил связь между размером стаи и уровнем развития коры больших полушарий головного мозга приматов. Он исследовал 38 родов приматов и вывел математическую зависимость развития неокортекса от размера стаи, которую затем проверил на антропологических данных о размерах традиционных поселений:

Размер группы N=5(R*3)

Где R – сила социальной связи.

Он изобразил всю группу связей в виде круга, где в центре — наиболее близкие отношения, количество которых меньше, а чем дальше от центра, тем слабее связь, но отношений больше. Эти выводы получили название «Теория социального мозга».

Еще на блоге:   Школа зверей. Притча в изложении ОШО

Кроме того, Данбар установил, что обезьянам для поддержания близких отношений необходимо тратить на груминг довольно много времени — примерно 42%. Но у людей это количество времени гораздо меньше. Он предположил, что у людей груминг эволюционировал с развитием мозга – именно так и появился язык.

Данбар считал, что язык позволяет тратить меньше времени на социальное взаимодействие и при этом сохранять близость. Именно язык, согласно современным психологическим теориям, является решающим фактором для развития мышления, наряду с совместной деятельностью людей.

Однако, несмотря на речь и различные средства коммуникации, прикосновения остаются все еще очень важными для людей. С помощью легкого прикосновения к плечу, похлопывания или пожатия руки мы можем установить более глубокую связь, чем посредством разговора, считал Данбар:

«Мы недооцениваем, насколько важно прикосновение в социальном мире… Слова даются легко. Но то, как кто-то прикасается к вам, даже случайно, говорит вам больше о том, что они думают о вас».

Кроме того, были отмечены и гендерные различия в поддержании контактов: женщинам для этого достаточно разговоров, неважно, лично или по переписке, а вот мужчинам гораздо важнее реальные встречи.

Изменение круга общения с течением времени

Можно сравнить число Данбара со стаканом воды: можно сколь угодно долго доливать воду, но ровно столько же и выльется, то есть, объем останется неизменным. Однако, мы можем менять свое окружение, добавляя туда в течение жизни то одних, то других людей, и какие-то старые знакомые из прошлого после долгих лет забвения могут снова оказаться в близком кругу.

Также и близкие люди в результате каких-то событий могут исчезнуть из круга контактов. Каждый человек может формировать свое окружение целенаправленно, избавляясь от «токсичных» людей и поддерживая контакты с вдохновляющими. Это залог высокого качества жизни.

Данбар открыл, что с возрастом и у шимпанзе, и у людей круг общения постепенно сужается. Группа исследователей, наблюдая за приматами в течение 20 лет, пришла к выводу, что с возрастом пожилые особи общаются больше со своими старыми знакомыми, а к новым контактам уже почти не стремятся. Примерно так же происходит и в человеческом обществе — с годами люди предпочитают старых, проверенных друзей.

Теория Данбара в истории человечества

Актуальность числа Данбара для различных сообществ была неоднократно подтверждена эмпирическими исследованиями. Это число верно для самых разных организаций: религиозных, коммерческих, военных, со времен неолитических поселений. Из военной истории стран Запада известен факт, что минимальные автономные войсковые подразделения насчитывали около 150 человек. Именно столько солдат входит в состав роты.

Примерно то же число сотрудников можно насчитать в филиалах современных крупных компаний, и даже в кланах онлайн-игр. Такое число было выведено опытным путем: руководители компаний знают, что, если число сотрудников подразделения превышает 100 человек, продуктивность заметно падает. Интересно, что к исследованиям Данбара серьезно отнеслась налоговая служба Швеции, приняв решение переформировать свои филиалы согласно этому числу.

Такое ограничение числа социальных контактов неизбежно порождает иерархические структуры в обществе. Сложно принимать жесткие решения по отношению к своему ближайшему окружению, но если не чувствуешь связи с людьми, то гораздо легче отправить их на войну, обложить огромным налогом или ввести несправедливый закон. А ближайшее окружение поможет управлять всеми остальными. Иерархическая система командования гораздо удобнее для управления большим войском или компанией, чем перекрестные связи между отдельными подразделениями.

«Слои Данбара»

Данбар не просто вычислил максимально возможное количество близких максимальных контактов, но и проследил виды связей между людьми. Они получили название «слоев Данбара».

Помимо уже известного числа 150 человек, есть еще 2 слоя:

  • 500 человек, которым вы кивнете, встретив на улице;
  • 1500 человек, которых вы просто узнаете в лицо;
  • 2000 человек — максимальное количество лиц, которое может храниться в памяти.

Данбар отметил, что все числа внутри и вне основного круга почему-то кратны пяти. Он предположил, что число 5 является вообще фундаментальным для приматов. Также и выявленное путем фрактального анализа число 3 является предпочтительным коэффициентом масштабирования иерархии групп.

Было выявлено, что вместо одного или непрерывного спектра размеров групп люди спонтанно образуют группы предпочтительных размеров, организованные в геометрический ряд, приближающийся к 3-5, 9-15, 30-45 и т. д.

Еще на блоге:   5 шагов к личной силе

Интересно, что Данбар и его группа предположили связь иерархических чисел социальных групп с сигнатурами стадного поведения на финансовых рынках. Они считали, что эта инвариантность чисел может отражать иерархическую обработку социальной близости человеческим мозгом.

Все социальные взаимодействия можно разделить на несколько типов:

  1. Пара. Это отношения между двумя людьми, где каждый как-то оценивает другого, и эти оценки могут не совпадать.
  2. Триада. Связь между троими людьми, внутри которой существуют также пары. Если в триаде все парные отношения равнозначны по силе, такой тип отношений называют тройственной близостью.
  3. Прочные связи. Это близкие и доверительные отношения, на основании которых человек учится базовому доверию и выстраиванию отношений в социуме.
  4. Слабые связи. Бывает, что один человек испытывает симпатию к другому, а тот не отвечает взаимностью, но связь между ними все же есть. Такие связи называются слабыми, и их роль нельзя недооценивать.
  5. Супер-коннектор. Это исключительные люди, количество связей которых превышает число Данбара (200 и более). Они помогают объединению групп.

В прошлом группы людей, состоявшие в родственных и дружеских связях, вместе занимались сельскохозяйственными работами и противостояли захватчикам. Несколько таких групп объединялись в большое племя — группу до 1500 человек. Людей внутри племени связывали воедино общие традиции: праздники, песни и танцы, рассказанные истории.

В современном мире существует большое количество «одномерных» связей — это группы, объединенные общей целью, например, идеологической, религиозной, деловой или даже игровой. Если цель исчезает, такие группы быстро распадаются — в отличие от тех, которые связаны более близкими отношениями.

Социальные взаимодействия в цифровую эпоху

Мы все живем во время развития сети Интернет, когда число удаленных контактов может достигать огромных значений. Количество подписчиков в социальных сетях на популярного пользователя может достигать нескольких сотен тысяч и даже миллионов. Изменится ли число Данбара в таком случае? Возможно ли на самом деле поддерживать все эти многочисленные контакты?

Согласно исследованиям, для поддержания социальных связей приматам необходимо было физически находиться рядом друг с другом. Так же, как и первым людям необходимо было селиться вместе. По этой причине в больших городах возникает отчужденность, труднопереносимая для человеческой психики. На помощь человеку приходят современные средства связи: они позволяют создавать социальные группы близких людей, даже не находясь физически рядом с ними.

Данбар исследовал социальные сети и пришел к выводу, что информационные технологии ничего не меняют. Количество значимых социальных взаимодействий остается тем же, но теперь представляет собой некий «внутренний круг» друзей в социальных сетях.

Его выводы подтверждает Кэмерон Марлоу — профессор, научный сотрудник Стэнфордского Университета, возглавляющий команду data science по исследованию связей пользователей Facebook и других социальных сетей. Например, собственное исследование для сети ВКонтакте провел автор известного IT-ресурса Habr @PsiBG.

Однако есть и другое мнение. Исследователи из Оксфордского университета обнаружили, что наши возможности социальных сетей относительно эластичны. Они предполагают, что люди с большой сетью друзей и сильными социальными навыками имеют большие социальные области мозга, чем те, у кого меньше друзей.

Есть и различия размера числа социальных связей, обусловленные средой. Число Данбара справедливо для европейской цивилизации в ее современном виде. Но, например, бедные жители Ямайки и Филиппин, как оказалось, насчитывают гораздо больше контактов в своих телефонах, причем все эти связи бережно и кропотливо поддерживаются. Получается, в условиях отсутствия средств настоящим ресурсом становятся социальные связи. Прямо как в известной русской поговорке «Не имей сто рублей, а имей сто друзей».

Также выяснилось, что очень важны так называемые слабые социальные связи. Это связи с людьми, которых можно назвать «знакомые незнакомцы» — люди, которых мы видим каждый день, но не общаемся с ними. Важность таких связей обнаружилась при исследовании социальной сети Твиттер:

«Мы обнаружили, что люди со слабыми связями, такие как те, у кого есть только односторонние отношения в Твиттере, которые не следуют друг за другом, чаще ретвитят», -говорит Чжан Майкл Ши, доцент Школы Бизнеса W. P. Carey. То есть, пользователю по каким-то причинам легче репостнуть или ретвитнуть того, с кем нет взаимной дружбы, но за кем он, возможно, с интересом наблюдает. Получается, «слабые связи» позволяют выйти за пределы числа Данбара? Возможно, это подтвердят дальнейшие исследования.

Автор: Надежда Козочкина, психолог

Источник

Читайте нас в удобном формате
Telegram | Facebook | Instagram | Tags

Добавить комментарий